Вестник Кавказа

ЕС окончательно решил обойтись без Турции?

Михаил Симонов
ЕС окончательно решил обойтись без Турции?

Еврокомиссия (ЕК) считает, что Турция, считающаяся или являющаяся кандидатом на вступление в ЕС, еще сильнее отдалилась от интеграционной цели, одновременно отступая "от базовых принципов". Об этом говорится в ежегодном докладе ЕК, опубликованном в среду и посвященном вопросам расширения и состоянии переговоров со странами-кандидатами. (См. "Каймакчи vs Еврокомиссия").

Европейская сторона констатирует, что переговоры фактически находятся в тупике, и как из него выйти, непонятно – у сторон слишком уж разные подходы к актуальным вопросам. "Турция является ключевым партнером Евросоюза и страной-кандидатом. Диалог и сотрудничество, в том числе на самом высоком уровне, в важнейших областях, представляющих взаимный интерес, продолжаются, в том числе на основе эффективного сотрудничества в области миграции и решительной поддержки беженцев со стороны ЕС",   – констатируют авторы доклада, отмечая при этом, что Турция отступила от принципа верховенства права, прав человека, демократических стандартов в целом, ослабив после принятия конституционных поправок систему сдержек и противовесов в политической системе говорится в документе. Переговоры о присоединении Турции к ЕС фактически зашли в тупик, и никакие дальнейшие действия не могут рассматриваться, говорится в докладе.

В общем, ЕС, похоже, решился легализовать свою давно занятую позицию по Турции. Не секрет, что идея приема Турции в европейское сообщество изначально виделась противоречивой, и единого мнения в Старом свете по этому вопросу не было никогда. Противники принятия аргументировали свою позицию как только можно. Начиная от того, что это не совсем и Европа – вон, дескать, даже Стамбул разделен на европейскую и азиатскую части мостом, и заканчивая тезисами о различии культур и менталитетов. На самом же деле, рискну предположить, европейцев страшило не это, а растущая мощь турецкой экономики. Численность населения Турции приближающееся к 100 миллионам. И что не менее важно – чрезмерная самостоятельность турецких лидеров, которая идет по нарастающей, пропорционально усиливающейся роли Турции на современной политической карте. Плюс традиционные "долгоиграющие" внутренние проблемы Турции, вроде курдской, или внешние – типа кипрской, которые могли бы тяжелым бременем добавиться к тем проблемам, которые ЕС уже испытывает.

С другой стороны, Турция с ее быстро растущим рынком, транзитными функциями, слаборазвитыми восточными регионами –очень соблазнительный лакомый кусок для Европы. Отсюда и колебания Старого света по пресловутому принципу и хочется, и колется. В первой половине нулевых мне довелось встретиться в Стамбуле с одним из боссов крупнейшей турецкой газеты "Хюрриет". В откровенной беседе мы затронули различные вопросы, и когда дошли до вступления Турции в ЕС, собеседник откровенно заявил: "Думаете, нам это так уж и нужно? Нам было нужно. Нам нужны были технологии. Нам нужны были современные знания. Нам нужны были современные модели ведения бизнеса. Всему этому можно было научиться у США. Но тогда нам угрожала сильная и продолжительная зависимость от этого государства – американец так просто не уходит оттуда, куда пришел. Потому выбор был сделан в пользу более "цивилизованной" в этом вопросе Европы. И нам заморочили голову – сегодня принимают в ЕС, завтра не принимают, сегодня одни условия, а завтра – уже другие. Сегодня наша позиция такова – не хотите видеть Турцию в Евросоюзе, и не надо. Только заявите нам об этом, и мы сделаем соответствующие выводы. Не нужно придумывать искусственных причин. Сегодня у нас уже нет такой острой потребности в интеграции с ЕС. То, что нам было нужно, у нас уже есть. Государство развивается, уровень жизни растет, тогда как о Европе тоже самое сказать трудно. А завтра может статься так, что мы понадобимся Европе. Но разговор будет идти уже в другом тоне, под другим углом и ради иных целей, чем сегодня. А сегодня Турция – самодостаточная страна".

С этого разговора прошло не меньше 10 лет. За это время многое произошло. Какие-то проблемы были решены, какие-то нет, и на них наслоились другие. Переговорщики прошли через разного рода кризисы, но вот вышли из них или выходят в различном состоянии. Турция, похоже, стала еще сильнее и самостоятельнее, подтвердив актуальность афористичного выражения Фридриха Ницше: "То, что нас не убивает – делает сильнее". Можно ли сказать тоже самое о Европе? Сегодня уж точно вряд ли.

Из разговора с двумя экспертами по экономических вопросам вытекло предположение: Турции особо тесная интеграция с Европой не нужна, так как ее экономика опять начала подъем, и если, скажем, завтра состоится вступление Турции в ЕС, то тут же, согласно европейским правилам, в ход пойдут ограничительные рамки в отношении Анкары, и опять же в отношении Турции будут введены обязательства по рынку, благодаря которым весь европейский неликвид в различном "оформлении" хлынет на берега Босфора. Пример Украины в помощь. Новоизбранный президент Владимир Зеленский уже заявил, что надо бы пересмотреть договор об ассоциации с ЕС, точнее ту его часть, которая касается торговли, ибо в отношении поставок украинских товаров множество препон, а украинский рынок безразмерно открыт европейской продукции. И надо такое Анкаре? Ответ на поверхности.

Напомним, что Турция стала ассоциированным членом Европейского экономического сообщества еще в 1964 году. В 1987 году страна подала заявку на вступление. Официальным кандидатом стала спустя 13 лет. Еще спустя 5 лет начались переговоры о вступлении в ЕС. Однако за 14 лет Анкаре и Брюсселю не удалось разрешить множество вопросов, в том числе о статусе Кипра, северную часть которого с 1974 года контролирует турецкая армия. Поводом же для сворачивания переговоров стало жесткое подавление властями военного переворота в 2016 году. Тогда президент Реджеп Тайип Эрдоган обвинил европейские государства в предоставлении убежища врагам турецкого государства. Ответная реакция была не менее жесткой. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила о необходимости прервать переговоры с Анкарой по вопросу членства в ЕС, а другие европейские лидеры обвинили Эрдогана в нарушении прав человека, и в таком массовом, что, по замечанию бывшего Федерального канцлера Австрии Кристиана Керна, "Европа никогда не сможет переварить вступление Турции в Евросоюз".

На том, наверное, уже можно было ставить если не точку, то многозначительное и при этом "прозрачное" многоточие в отношениях ЕС-Турция, но Европа, похоже, решила до конца изображать "игру строго по правилам".

11675 просмотров