Вестник Кавказа

Казахстан нуждается в консолидации элит

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Казахстан нуждается в консолидации элит

В Казахстане 12 июня состоялась инаугурация избранного президента Касым-Жомарта Токаева. На выборах за него проголосовали 70,76% избирателей. На втором месте, с результатом 16,23 % кандидат от оппозиции Амиржан Косанов. Таким образом, главная цель – политическая легитимность нового главы государства – достигнута. Следующим шагом, как считают эксперты, станет концентрация усилий на решении актуальных задач и вопросов в разных сферах государственной политики.

Президенты России, стран Евразийского экономического союза и СНГ уже поздравили Касым-Жомарта Токаева с убедительной победой и подтвердили стремление укреплять отношения как на двусторонней основе, так и в рамках интеграционных объединений. Поздравительную телеграмму прислал и Дональд Трамп. Как сообщила пресс-служба президента Казахстана, Трамп, высоко оценивая совместную работу с первым президентом Казахстана – лидером нации Нурсултаном Назарбаевым, отметил, что с нетерпением ожидает таких же продуктивных отношений с Касым-Жомартом Токаевым.

Впрочем, во внешней политике кардинальных изменений не предвидится. Как говорят эксперты, все внимание второго президента будет направлено на улучшение внутриполитической ситуации, разработке социальных и экономических программ. Об этом говорилось в ходе международной конференции «Транзит власти – новый Казахстан: консолидация элит», состоявшейся накануне в Нур-Султане в Международном центре геополитического прогнозирования «Восток-Запад».

Доктор политических наук, президент МЦГП «Восток-Запад» Карлыгаш Нугманова, в частности, заявила, что «экономические проблемы стали для всех регионов большим вызовом в условиях санкционной конфронтации, на которые нужно незамедлительно реагировать». «В этих условиях консолидация элит позволит новому президенту Республики Казахстан (РК) проводить в жизнь самые сложные реформы и обновления государственной системы, уверенно защищать национальные интересы на международной арене, продолжать курс на сохранение внутриполитической стабильности и дальнейшую консолидацию казахстанского общества, сделавшего правильный выбор», - отметила эксперт.

Тем более, что подходит к завершению действие ряда принятых ранее госпрограмм и концепций. Например, концепция развития местного самоуправления в РК или концепция правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года; концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан «Казахстан 2020: путь в будущее» и ряд других. «Впереди страну ждет множество разработок  новых концепций и госпрограмм по данным вопросам с привлечением к этой деятельности представителей разных партий, НПО и независимых экспертов. И в этой ситуации в первую очередь для реализации в практическую плоскость стратегии и концепции нужна консолидация элит вокруг нового президента», - пояснила «Вестнику Кавказа» Карлыгаш Нугманова.

Политолог Данияр Ашимбаев назвал сложившуюся в Казахстане ситуацию уникальной – страна получила двух президентов. В интервью изданию Central Asia Monitor он отметил, что несмотря на то, что Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия, он при этом, постоянно демонстрирует свой статус «первого». «И это вполне понятно – для этого у него есть определенные полномочия: и по Совету безопасности, и по Ассамблее народа Казахстана, и по партии «Нур Отан», и по фонду «Самрук-Казына». Он и сам недавно пошутил, что стал более медийной фигурой, чем до отставки... Вопрос в том, захочет ли Назарбаев более активно участвовать в дальнейшем управлении государством? Теоретически у него такие возможности есть, но практическая составляющая не проработана. Мало кто предполагал такую его политическую активность до и сразу после отставки. Люди, незнакомые со спецификой процесса, до сих пор недоумевают, в чем вообще был смысл транзита. С другой стороны, тактика отвлечения внимания на себя, сознательно Назарбаев это делает или нет, дает возможность Токаеву более цепко войти в должность, хотя и повредила его электоральной позиции. Поскольку у него (собственно, как и у всех нас) отсутствует опыт управления страной, и он делает лишь первые шаги, то еще никому не известно, какой будет новая модель президентства. Хотя определенные наброски по кадровым вопросам, думаю, у Токаева уже есть. Наверняка за эти годы сформировался целый список людей, работа которых не вызывает у него энтузиазма...», - сказал Ашимбаев.

По его мнению, фактор первого президента, хоть и гарантирует некоторую стабильность, но в то же время сдерживает решение вопросов, которые второй президент хотел бы ускорить. «Несомненно, у Касым-Жомарта Токаева есть определенные взгляды на грядущие реформы, но необходимость согласовывать все действия с первым президентом в силу его статуса будут определять компромиссный характер развития ситуации в стране. Возьмем, к примеру, три принципа его предвыборной платформы – преемственность, справедливость и прогресс. С преемственностью все понятно, а вот что касается двух других направлений, то там налицо серьезные проблемы. Разумеется, они известны Токаеву (по опыту работы в правительстве, сенате, где они много раз обсуждались), и он хотел бы навести в этих сферах порядок, но для этого ему, в первую очередь, нужно выстроить новую властную вертикаль…», - подчеркнул Ашимбаев.

Заместитель директора Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Жанар Тулиндинова считает, что первоочередной задачей в поствыборный период для Касым-Жомарта Токаева станет решение кадровых вопросов и формирование собственной команды. Как уже заявил на пресс-конференции Токаев, отставки правительства после его инаугурации не последует – согласно конституционным поправкам, принятым в 2017 году, правительство слагает полномочия перед вновь избранным Мажилисом (нижняя палата парламента). Тем не менее «точечные кадровые назначения» Токаев анонсировал.

«В число представителей высшего управленческого аппарата, подающего в отставку после выборов президента, входит руководитель администрации президента, управляющий делами президента, акимы регионов (14 областей и трех городов республиканского значения), а также руководители силовых органов, напрямую подчиненные президенту – КНБ, Службы внешней разведки, Службы госохраны и Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. Полагаю, что наиболее значимые перестановки последуют в корпусе акимов, причем в своем решении, кого из акимов отправить отставку, а кого поощрить, президент, по всей видимости, будет отталкиваться от результатов выборов. Наиболее уязвимыми выглядят позиции глав областей и городов, где протестный кандидат Амиржан Косанов набрал наиболее высокий процент голосов, поскольку это служит сигналом обострения социально-экономической ситуации в регионе. Скорее всего, это западные регионы – Западно-Казахстанская, Мангистауская и Атырауская области, где также зафиксирована наиболее низкая явка (если не считать города-миллионника)», - сказала «Вестнику Кавказа» Жанар Тулиндинова.

Что касается первых лиц силовых органов, то они с высокой степенью вероятности сохранят свои позиции, поскольку силовики довольно оперативно и эффективно сработали в плане нейтрализации протестных акций в день голосования и в день оглашения результатов выборов, считает эксперт. «К тому же именно верность силовиков в данный момент является сегодня гарантом сохранения правопорядка и стабильности», - подчеркнула Тулиндинова. В целом, как полагает эксперт, в поствыборный период последует консолидация элит перед вызовом роста протестности в обществе, которая выразилась и в достаточно высоких показателях голосования за протестного кандидата – напомню, что Косанов набрал 16,23%, это рекорд для кандидата от оппозиции в истории казахстанских выборов – а также в протестных акциях, которыми сопровождалось голосование и объявление результатов.

«Надо сказать, что относительно транзита власти и кандидатуры преемника в Казахстане и без того имелся и имеется устойчивый элитный консенсус. А перед лицом рисков утраты своего статус-кво элита может еще в большей степени мобилизоваться вокруг фигуры избранного президента, что, вероятно, облегчит ему коммуникации с различными группами влияния. Главное, чтобы в элите не возобладала «ястребиная», реакционная позиция, и курс на либерализацию, явные сигналы которой подает Токаев, говоря о диалоге власти и общества и признании плюрализма мнений и заявляя, что в состав правительства будут привлекаться новые лица, в том числе молодежь, не был свернут», - резюмировала Жанар Тулиндинова.

13075 просмотров