Вестник Кавказа

Москва и Пекин бросают вызов США

"Нихон кэйдзай симбун"
Москва и Пекин бросают вызов США

По мере того как США и Китай продолжают идти по пути неизбежного столкновения, возникает вопрос: вмешается ли третья сторона в это стремительно развивающееся соперничество и какую роль она будет играть. Как пишет японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай" в статье China and Russia close ranks as Trump's trade war intensifies, 10 лет назад казалось, что ЕС может быть этой третьей силой, но сейчас Евросоюз пребывает в институциональном беспорядке. Теперь наиболее вероятный кандидат на эту роль - Россия.

Первое десятилетие холодной войны представляло собой борьбу между США и СССР, но соперничество переросло в трехполярное противостояние после отказа советского лидера Никиты Хрущева от политики сталинизма в 1956 году и последовавшего раскола между Китаем и СССР. История повторяется на фоне усиливающихся китайско-американских трений, которые, если верить пессимистам, могут однажды быть названы ”второй холодной войной”.

Москва стремится сохранить свое влияние на Ближнем Востоке посредством ключевой роли в сирийском конфликте и поддержки президента страны Башара Асада. Россия, безусловно, пользуется статусом сверхдержавы и имеет основания для этого. Несмотря на давление военных расходов на экономику, представляется все более вероятным, что Москва сыграет ту роль, которую Пекин сыграл во время холодной войны в трехполярных отношениях.

Вполне возможно, что Россия и КНР вступят в полноценный альянс, укрепив нынешнее стратегическое партнерство, как это сделали США и Китай в 1970-х годах после визита президента США Ричарда Никсона в Китай в 1972 году.

Государства имеют две общие цели: покончить с однополярностью Америки и добиться фундаментального пересмотра глобального порядка, который, по их мнению, препятствует развитию.

Оказывая давление на Пекин посредством торговой войны, а на Россию - посредством санкций из-за ситуации с Украиной, президент США Дональд Трамп непреднамеренно создал более глубокую основу для сотрудничества между Москвой и Пекином.

Как будто предупреждая США, министр иностранных дел Китая Ван И заявил в мае, что китайско-российские отношения ”ни с чем не сравнимы”. В практическом плане речь идет о совместной майской декларации Пекина и Москвы от 2015 года о взаимодополняющем характере Евразийского экономического союза России и китайской инициативы ”Один пояс - один путь”.

По состоянию на июль, Си Цзиньпин и Владимир Путин провели более 30 встреч с момента их прихода к власти. Эти отношения получили дальнейшее развитие благодаря многочисленным двусторонним комиссиям, содействующим сотрудничеству в области инвестиций, энергетики, гуманитарной и региональной интеграции.

Однако именно в военном сотрудничестве китайско-российские связи проявляются особенно активно. На Китай приходится около 15% российского экспорта вооружений, и за последнее десятилетие более 3600 китайских офицеров прошло подготовку в российских военных академиях.

Ежегодные совместные оборонные учения продолжают расширяться, в том числе на таких направлениях, как десантные операции, противовоздушная оборона, совместные ракетные удары, а также операции против подводных лодок.

Укрепляется также сотрудничество между силами внутренней безопасности обоих государств, например, между Народной милицией Китая и Нацгвардией России, которые совместно обучаются поисково-спасательным и штурмовым операциям.

С момента начала китайско-российского сближения в 1980-х годах две страны старались избегать конфликтов путем институционализации отношений через такие органы как Шанхайская организация сотрудничества.

Но охлаждение в китайско-российских отношениях вполне возможно. Так, Россия отвергает стремление Пекина деноминировать экспорт российских ресурсов в юанях, а не в долларах в рамках стремления Китая укрепить глобальный статус своей валюты. Что произойдет, если интерес Китая к Кавказу, основным воротам в Европу для пекинской инициативы ”Один пояс - один путь”, станет проблематичным для Москвы?

Если китайско-российские связи не ослабнут под тяжестью собственных противоречий, Вашингтону придется определять приоритетные для себя отношения и искать способы для разделения Москвы и Пекина.

10455 просмотров