Вестник Кавказа

США до сих пор определяют внешнюю политику Тегерана

США до сих пор определяют внешнюю политику Тегерана

11 февраля в Иране будут отмечать 40 лет со дня победы Исламской революции. "Это событие изменило ситуацию и в регионе, и в глобальной политике, и в исламском, и в арабо-мусульманском мире, баланс политических сил в глобальном плане", - считает ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

"В результате этой Исламской революции было создано новое государство, которое предложило новый путь развития. Принципы, заложенные Хомейни и его сторонниками, на которых была построена ИРИ, продолжают действовать и сегодня. Государство развивается, несмотря на беспрецедентное внешнее давление США и их союзников. Иран стал региональным центром силы, влияющим на глобальную политику. Иранским руководителям удалось противостоять внешнему давлению, санкциям, объединить общество, построить такую экономику, которая смогла динамично развиваться. В Иране сегодня нет масштабных проблем, которые мы видим даже в развитых, демократичных странах, например, движение ”желтых жилетов” во Франции", - заявил Борис Долгов.

"Историки сравнивают революцию в Иране с революцией в 1917 года в России. Международная ситуация после Исламской революции в Иране претерпела резкое, конкретное и жесткое изменение. Если бы не было революции в Иране, сегодняшняя ситуация в мире была бы совершенно иной. Руководство ИРИ сразу после прихода к власти жестко изменило внешний курс. Если бы курс оставался прежним, то силы, которые выступали против исламского режима, против руководства страной аятоллой Хомейни, могли получить дополнительную подпитку со стороны Запада, что могло бы привести к смене исламского режима", - пояснила старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, эксперт по Ирану Ирина Федорова.

По ее словам, в то время для внешней политики Ирана были характерны лозунги борьбы угнетенных против угнетателей во всем мире и экспорта Исламской революции для этих целей: "Этот экспорт революции и борьба проходила не только на дипломатическом уровне. Иран поддерживал прошиитские группировки в арабских странах, оказывал им военную поддержку, что привело к объединению многих арабских государств на антииранской основе и созданию тех или иных союзов арабских государств, в частности, Союза арабских государств Персидского залива. Иран оказывал поддержку и принял участие в создании такой мощной группировки как ”Хезболла”".

Ирина Федорова считает, что антиамериканизм, который был характерен для пришедшего к власти режима в Иране, коренным образом изменил систему отношений с США: "При шахе США определяли внешнюю политику Ирана и были союзниками. При Исламской республике США также определяют внешнюю политику Ирана, только с прямо противоположным знаком, являясь самой крупной, самой серьезной силой, которая противостоит Ирану на международной арене. Влияние США по своему объему осталось прежним". По мнению эксперта, антиамериканизм привел к появлению доктрины Картера: "Американские военные силы стало возможным использовать для защиты национальных интересов США в Юго-Западной Азии. Это привело к резкому наращиванию военного присутствия США в регионе".

Говоря об отношениях современного Ирана с Россией и Турцией, заведующий кафедрой восточных языков Дипломатической академии МИД России, тюрколог Асламбек Мозлоев заметил: "Удалось продолжить первые тропинки к региональному сотрудничеству между Турцией и Ираном при посредничестве РФ. Это очень серьезное достижение. Исторические противоречия между Турцией и Ираном никуда не делись. Однако Россия, Иран и Турция, вычленили для себя те проблемы, которые которых позволить им снять противоречия. В свое время иранскую ядерную проблему не удалось решить при посредничестве Анкары, поскольку Турция тогда еще не решалась освободиться от американского протектората, и Иран все время ощущал, что за спиной Турции стоят США. Сегодня ситуация меняется. Так, 14 февраля пройдет очередная встреча астанинской тройки, которая заменила ооновский институт в плане решения сирийской проблемы. Посредничество России позволило и Ирану, и Турции подняться на уровень глобальных игроков".

38570 просмотров