Вестник Кавказа

Грузия готовится к президентству Путина

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Исходя из важности отношений с огромной соседней страной, а также с учетом целого комплекса проблем, существующих в двусторонних отношениях, грузинские политики и эксперты внимательно следят за происходящим в России в преддверии президентских выборов. В том, что на выборах победит Владимир Путин, никто не сомневается. Тем не менее как власти, так и оппозиция, и экспертное сообщество, и СМИ открыто болеют за «либеральную оппозицию», представителями которой в Грузии считают Михаила Прохорова, Владимира Рыжкова и Бориса Немцова. В какой-то степени, это похоже на отношение футбольных болельщиков к «любимой команде», даже не смотря на осознание того неоспоримого факта, что она слабее «Барселоны» (тем более при игре на ее поле) и наверняка проиграет. Практически никто в Грузии не «болеет» за коммуниста Геннадия Зюганова или руководителя ЛДПР Владимира Жириновского. При этом лишь немногие обращают внимание на тот факт, что пусть даже теоретической альтернативой Путину на предстоящих выборах является вовсе не Прохоров, Немцов или Каспаров, а именно Зюганов с его программой КПРФ.
Грузинская оппозиция полностью солидарна с властями в оценке предстоящих выборов. Своим мнением на этот счет с «ВК» поделился один из самых непримиримых оппозиционных лидеров, основатель Республиканской партии Давид Бердзенишвили.

- Что значат для вас, грузинского политика, причем оппозиционера, выборы в России 4 марта, насколько внимательно вы следите за происходящим в России в преддверии решающего дня?

- Конечно, слежу. Я очень рад, что все три митинга либеральных сил в Москве вел именно Владимир Рыжков. Я его хорошо и давно знаю. Демократические силы Грузии заинтересованы в том, чтобы на политическое поле России вернулось либерально-демократическое крыло. Очевидно, что Владимир Путин не сможет честно победить в первом же туре. Подчеркиваю: честно победить. Но в любом случае, в России пробуждается общественно-политическая жизнь. И это очень хорошо – тем самым появляется шанс и возможность сотрудничества между демократическими силами России и Грузии. 

- Какие последствия для Грузии будет иметь победа Путина?

- Продолжится то, что происходит в данный момент в наших двусторонних отношениях. Сколько бы ошибок ни сделал Саакашвили (а он допустил немало ошибок – в первую очередь в том, что клюнул на крючок Путина в 2008 году), но территории Россия все-таки отбирала не у Саакашвили, а у Грузии и всех ее граждан. 20 процентов грузинских территорий сейчас оккупировано. Так считает Европейский союз, так считают США. То есть, нам придется жить по соседству с чрезвычайно опасным государством. Но очень многое зависит от грузинского общества: если мы сможем решить проблему демократического строительства, то и России придется учитывать реалии. В том числе смириться с нашим стремлением в НАТО и ЕС. Владимиру Владимировичу это может и не по душе (ведь для него крах СССР - величайшая геополитическая катастрофа), но для всего цивилизованного мира, в том числе для Грузии, это объективный итог тоталитаризма. 

- Как вы считаете, почему в России уже 20 лет с таким трудом проходит процесс системной трансформации?

- Россия – правопреемница СССР, то есть бывшей тоталитарной империи. Она не освободилась от прошлого, но это вовсе не значит, что демократические силы, вновь заявившие о себе (особенно в обеих столицах) не смогут добиться успеха. Очень надеюсь, что в ближайшее время сначала на региональном, а затем и федеральном уровне в российскую политику вернутся реальные, настоящие либеральные силы. Сейчас по существу политического выбора в России нет: с одной стороны там Владимир Путин, а с другой – Жириновский и Зюганов. Но это вовсе не значит, что российское общество не сможет со временем решить проблему демократической трансформации. Я лично очень болею за российское общество, за русских и чем меньше будет проблем у моих друзей в России, тем в большей безопасности будет Грузия. А вот современная Россия – небезопасная для Грузии страна.
21725 просмотров